ЗАДАНИЕ:
Сочинение-рассуждение: 1. Много лет назад, ещё до образования общества охраны памятников культуры и истории, я встретился молодыми людьми, которые как я, были обеспокоены тем небрежением, в котором находились, особенно тогда, памятники культуры. 2. Вместе мы перечисляли, что мы теряем и теряем и что можем ещё потерять, вместе были обеспокоены делились своей тревогой о будущем. Я стал говорить, о том что, мы недостаточно заботимся о памятниках малых народов: ижора ведь исчезает бесследно. 3. И вдруг мои молодые люди насупились: " нет, мы будем заботиться только о русских памятников". - "Почему? " мы русские". - "Но разве не долг России помогать тем народам, которые волею истории связали свою судью судьбой России? ". 4. Мои мальчики быстро согласились со мной. "Вы помните, - говорил я. - Делать доброе гораздо отраднее, чем плохое. Принято делать подарки. В благотворительности, в добром отношении к людям есть сознание силы, уверенность в себе, настоящая мощь. Лица мальчиков просветлели. Точно груз спал с их плеч. 5. Я говорил, между прочем и о том как много ценного для мировой культуру дают народы Поволжья, живущие по великой русской реке Волге. А разве Волга не река других народов- татар, мордвы, марийцев, и прочих? Далеко ли от неё до народа коми или башкир? Сколько мы, русские, получили культурный ценностей от других народов именно потому, что сами давали им много! А культура-это как неразменный рубль: расплачиваешься этим рублём, а он всё у тебя в кармане и даже, глядишь, денег становиться больше. Какие крупные русские учёные изучали языки средней Азии, Сибири и Кавказа! Сколько у нас было выдающихся востоковедов и как выросла сама русская филология благодаря изучению культур народов Востока, какой авторитет завоевала во всём мире! А искусствоведение, историческая наука, фольклористика, литературоведение, да и в многое другое! Русская наука не проиграла оттого, что русские учёные принимали участие организации национальных научных центров и национальных учебных заведений. Она обогатилась и продолжает обогащаться изучением идей, возвращающихся к нам в Россию из Еревана, Баку, Тбилиси, Ташкента, Минска, Петрозаводска, Вильнюса, Риги. . . Вряд ли в этом беспорядочном перечислении научных центров я упомянул всех и вся. Дело не в полноте перечисление, а в полноте осознания той роли, которую играет национальный обмен научным опытом между народами. Истинный патриотизм в том, чтобы обогащать других и самому обогащаться духовно. Национализм же, отгораживаясь стеной от других культур, губит собственную культуру, иссушает её.

Я согласен с Лихачевым (автором). Только слабые и боящиеся за свою будущность люди могут быть заражены национализмом. Нельзя оправдать любовью к своей стране ненависть к другим нациям. Вся история человечества - это обмен знаниями, культурными ценностями между народами. И русский - не исключение. Еще в Киевской Руси князья и воевали, и подписывали мирные соглашения, и роднились не только в целях безопасности и торговли. А разве возможно отделить русскую музыкальную культуру от национальной других народов, не потеряв при этом большую часть "русской души ", способной на подвиги ради спасения ближнего, возможно более слабого соседа ? Я уже не говорю о том, что наша православная религия пришла к нам от евреев и греков и тесно переплетена с религией многих других стран. Наши археологи ведут раскопки, чтобы понять происхождение и традиции народов проживающих на этой территории. Но ведь всем известны наскальные изображения в таежной Сибири. А  это история всего человечества. Неужели возможно отделить историю Руси от всемирной истории человека ?
Разве можно себе представить нашу литературу без "Дикой собаки Динго" и стихов аварца Расула Гамзатова.
Да и разве можно забыть жесточайший национализм-нацизм, начинавшийся с уничтожения книг "недоразвитых" народов, сталинизм с переселением с этнических мест и запретом на языки ? Оставаясь равнодушным к потерям культуры "малых " народов, не уподобимся ли им ?




ПОХОЖИЕ ЗАДАНИЯ: