ЗАДАНИЕ:
Сочинение-рассуждение по тексту Л. И. Скворцова (Поговорим о культуре русской речи)
Научные основы развития речи. Лингвистика текста.
Разграничение языка как системы средств общения (фонетических,
лексических, грамматических) и речи – функционирования этой системы,
использования ее средств в речемыслительной деятельности важно для ме-
тодики преподавания. Изучение языка и развитие речи различные, но тес-
но связанные процессы. Как же соединить изучение системы языка с рас-
крытием коммуникативной предназначенности его единиц, направить этот
процесс в русло формирования коммуникативных умений во всем их
многообразии и сложности?
Осуществлять речевое развитие учащихся учителю прежде всего по-
может знание лингвистических основ работы по развитию речи. Они зало-
жены тремя лингвистическими дисциплинами, сложившимися постепенно
в XX столетии: функциональной стилистикой, культурой речи и лингви-
стикой текста.
Функциональная стилистика – наука о разновидностях речи (стилях)
в определенных сферах общения, она учит, что нет речи "вообще", ситуа-
ция общения выдвигает определенные требования к организации высказы-
вания: к отбору и содержания, и языковых средств его выражения.
Культура речи – наука, которая характеризует качества речи: ее пра-
вильность, т. е. соблюдение литературных норм, и коммуникативную целе-
сообразность: ее точность, богатство, выразительность.
Лингвистика текста изучает текст как целостное образование, его
признаки (категории), закономерности построения и особенности функци-
онирования языковых единиц в тексте.
В практике обучения принято выделять три ведущих текстовых
свойства.
Первое - смысловая цельность текста; ее проявления – связанность и
развернутость компонентов текста, их интеграция и композиция – мотиви-
рованное расположение частей. Связность достигается единством тек-
стообразующих средств, это грамматическое, смысловое и коммуникатив-
ное (теморематическое) единство.
Разграничение языка как системы средств общения (фонетических,
лексических, грамматических) и речи – функционирования этой системы,
использования ее средств в речемыслительной деятельности важно для ме-
тодики преподавания. Изучение языка и развитие речи различные, но тес-
но связанные процессы. Как же соединить изучение системы языка с рас-
крытием коммуникативной предназначенности его единиц, направить этот
процесс в русло формирования коммуникативных умений во всем их
многообразии и сложности?
Осуществлять речевое развитие учащихся учителю прежде всего по-
может знание лингвистических основ работы по развитию речи. Они зало-
жены тремя лингвистическими дисциплинами, сложившимися постепенно
в XX столетии: функциональной стилистикой, культурой речи и лингви-
стикой текста.
Функциональная стилистика – наука о разновидностях речи (стилях)
в определенных сферах общения, она учит, что нет речи "вообще", ситуа-
ция общения выдвигает определенные требования к организации высказы-
вания: к отбору и содержания, и языковых средств его выражения.
Культура речи – наука, которая характеризует качества речи: ее пра-
вильность, т. е. соблюдение литературных норм, и коммуникативную целе-
сообразность: ее точность, богатство, выразительность.
Лингвистика текста изучает текст как целостное образование, его
признаки (категории), закономерности построения и особенности функци-
онирования языковых единиц в тексте.
В практике обучения принято выделять три ведущих текстовых
свойства.
Первое - смысловая цельность текста; ее проявления – связанность и
развернутость компонентов текста, их интеграция и композиция – мотиви-
рованное расположение частей. Связность достигается единством тек-
стообразующих средств, это грамматическое, смысловое и коммуникатив-
ное (теморематическое) единство.
ПОХОЖИЕ ЗАДАНИЯ: