Культура чувств включает в себя богатый словарь чувств в лексиконе человека, умение входить в контакт с чувствами и отдавать себе отчет, какое именно чувство сейчас владеет сердцем. Раньше эта культура прививалась чтением русской классической литературы.
«Я радуюсь хорошей погоде. Я окрылен поддержкой моей инициативы коллективом. Он воодушевлен прочитанной статьей. Я опечален тем, что друг не хочет со мной разговаривать. Я грущу о своей потерянной брошке».
Каждому из нас приходилось и приходится испытывать очень неприятные чувства. Взрослые люди хоть как-то в течение жизни научились справляться с ними. Дети, выросшие в неблагополучной среде, боятся чувствовать. Они слишком много плохого пережили в самые нежные, незащищенные годы. Но, защищаясь от переживания негативных чувств, человек лишает себя способности испытывать и все остальные чувства. Так мы устроены. Поэтому важно научить детей переживать всю гамму человеческих чувств. Для этого, прежде всего, надо уяснить, что не существует чувств хороших и плохих, чувства – это просто отражение процессов, которые происходят внутри нас. Это наша реакция на жизнь! Стоит даже называть их по-другому, например: спокойные и беспокойные чувства, или приятные и неприятные. Любое чувство – бесценный кладезь важнейшей информации, которая необходима каждому из нас, чтобы выжить, удовлетворить свои глубинные потребности, правильно выстроить отношения с людьми.