Раздел » Синтаксис и пунктуация
Роль в речи предложений с однородными членами, выраженными именами существительными.
Составьте предложение со словами приступить, преступить
1. прочитайте отрывок из текста и придумайте заголовок. уточните тип речи: это описание места или описание состония природы? какие признаки, предвещающие весну, перечисленны в тексте? почему автор называет приход весны чудом?
2. определите способ связи предложений в абзацах, а также средство связи абзацев.
3. объясните, почему в первой части текста исполъзуются глаголы несовершенного вида, а во второй - по преимуществу глаголы совершенного вида? обеспечивает ли эта особенностъ единство текста внутри микротемы?
4. докажите, что данный отрывок является образцом художественной речи. какие тропы исполъзованы в тексте?
ТЕКСТ.
. ВДРУГ СЛУЧИЛОСЪ ЧУДО. ПРИШЛА ВЕСНА!
СНАЧАЛА НЕСКОЛЪКО ДНЕЙ ПОДРЯД ВОЗДУХ СТОЯЛНЕПОДВИЖНО И БЫЛ ТЁПЕЛ. Тяжёлые сизые облака медленно и низко сгруживалисъ к земле. ТОЩИЕ ГОРЛАСТЫЕ ПЕТУХИ ОРАЛИ НЕ ПЕРЕСТАВАЯ ПО ДВОРАМ В ДЕРЕВНЕ. ГАЛКИ С ТРЕВОЖНЫМ КРИКОМ НОСИЛИСЪ ПО ТЁМНОМУ НЕБУ. ДАЛЪНИЕ ЛЕСА ГУСТО ПОСИНЕЛИ. ЛЮДЕЙ КЛОНИЛО ДНЁМ КО СНУ.
Потом сразу пошли дожди, подули южные ветры. ВЕТЕР И ДОЖДЪ ПРЯМО НА ГЛАЗАХ ЕЛИ СНЕГ, КОТОРЫЙ СТАЛ НА ПОЛЯХ НОЗДРЕВАТЫМ И ГРЯЗНЫМ. ДЕРЕВЕНСКАЯ УЛИЦА ОБНАЖИЛАСЪ, ДОВЕРЧИВО РАЗМЯКЛА, И КОРИЧНЕВЫЕ БОЛТЛИВЫЕ РУЧЕЙКИ ПОБЕЖАЛИ ПО НЕЙ ВО ВСЮ ЕЁ ШИРИНУ. (А. КУПРИН)
2. определите способ связи предложений в абзацах, а также средство связи абзацев.
3. объясните, почему в первой части текста исполъзуются глаголы несовершенного вида, а во второй - по преимуществу глаголы совершенного вида? обеспечивает ли эта особенностъ единство текста внутри микротемы?
4. докажите, что данный отрывок является образцом художественной речи. какие тропы исполъзованы в тексте?
ТЕКСТ.
. ВДРУГ СЛУЧИЛОСЪ ЧУДО. ПРИШЛА ВЕСНА!
СНАЧАЛА НЕСКОЛЪКО ДНЕЙ ПОДРЯД ВОЗДУХ СТОЯЛНЕПОДВИЖНО И БЫЛ ТЁПЕЛ. Тяжёлые сизые облака медленно и низко сгруживалисъ к земле. ТОЩИЕ ГОРЛАСТЫЕ ПЕТУХИ ОРАЛИ НЕ ПЕРЕСТАВАЯ ПО ДВОРАМ В ДЕРЕВНЕ. ГАЛКИ С ТРЕВОЖНЫМ КРИКОМ НОСИЛИСЪ ПО ТЁМНОМУ НЕБУ. ДАЛЪНИЕ ЛЕСА ГУСТО ПОСИНЕЛИ. ЛЮДЕЙ КЛОНИЛО ДНЁМ КО СНУ.
Потом сразу пошли дожди, подули южные ветры. ВЕТЕР И ДОЖДЪ ПРЯМО НА ГЛАЗАХ ЕЛИ СНЕГ, КОТОРЫЙ СТАЛ НА ПОЛЯХ НОЗДРЕВАТЫМ И ГРЯЗНЫМ. ДЕРЕВЕНСКАЯ УЛИЦА ОБНАЖИЛАСЪ, ДОВЕРЧИВО РАЗМЯКЛА, И КОРИЧНЕВЫЕ БОЛТЛИВЫЕ РУЧЕЙКИ ПОБЕЖАЛИ ПО НЕЙ ВО ВСЮ ЕЁ ШИРИНУ. (А. КУПРИН)
Обратитесь к лирич. произведениям Пушкина Лермонтова Бунина. Нужно найти 7-8 бессоюзных сложных предложений, между частями которых стоит запятая и точка с запятой.
Составь с данными словами сначала сложные предложения, а потом предложения с однородными членами. Картина, солдат, День Победы, космос.
Песчаная отмель далеко золотилась, протянувшись от тёмного обрывистого с нависшими деревьями берега в тихо сверкающую дремотно, светлеющую реку, пропавшую за дальним смутным лесом. СИНТАКСИЧЕСКИЙ РАЗБОР ЭТОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ!
Разберите синтаксически односоставные предложения:
Масленица. Чувствую это слово. Яркие пятна. Звоны. Ухабистая снежная дорога. Весёлые кони в колокольцах и бубенцах. Игривые переборы гармони. Прыгнешь на одном коньке и чувствуешь, как мягко режет.
Прощай, зима! Ветерок сыроватый, мягкий. Пахнет печёным хлебом, вкусным дымком берёзовым, блинами.
Масленица. Чувствую это слово. Яркие пятна. Звоны. Ухабистая снежная дорога. Весёлые кони в колокольцах и бубенцах. Игривые переборы гармони. Прыгнешь на одном коньке и чувствуешь, как мягко режет.
Прощай, зима! Ветерок сыроватый, мягкий. Пахнет печёным хлебом, вкусным дымком берёзовым, блинами.
Составь предложения 1) наступит, жакое, скоро, лето. 2)катя, в, участвовать, соревнования, по, будет, гимнастика. 3)прохладный, по, зашелестел, деревья, ветерок, ветки. 4)петя, в, пошёл, и, земляника, за, лес, заблудился
Спишите, вставляя пропущенные буквы. Определите типы односоставных предложений.
Пусть в Европе пр. чтут гор. кую правду. Моста не было. См. три, не упади в реку Здесь больше нет твоей святыни. Здесь я влад. я любл. В избе было пуст. и чист. Прощайте. А на меня не сердит. сь. Глубокая зимняя ночь. М. тель. Старика отн. сли в спальню. Школы у нас на озере не было. Екатерину Васильевну тянул. загл. нуть в окно. Люблю спать на чердаках. Здесь вам могут рассказат. много интересного. Лейся, песня звонк. вылей трель уныл. Ты меня подожди около дома. Отвезеш. обратно на пристань. Час мирн. Славн. вечер.
Составить бессоюзные предложения по схемах: 1) [ ], [ ]. (перечисление) 2)[ ] ; [ ]. (перечисление) 3)[ ] : [причина ]. 4)[ ] : [пояснение]. 5)[ ] : [дополнение]. 6)[ ]-[противопоставление]. 7)[время или условие]-[ ]. 8)[ ]-[вывод, следствие].
