Задания » Схемы предложений
Задание: разобрать предложение, расставить знаки препинания, сделать характеристику, нарисовать схему.
Например: Мы не поехали за грибами, потому что пошел дождь.
Повеств. невоскл. сложное СПП
1. двусост. распрастр. главное
2. двусост. распрастр. придаточное причины.
[ ] ->, (потому что)
1) В одном месте мы спугнули несколько пар журавлей, которые с печальным криком полетели дальше (М. С) 2) Я сказал мальчикам, что заблудился, и подсел к ним. Они спросили меня откуда я. (Т. ) 3) Уже было поздно и темно, когда я снова отворил окно и стал звать Максимыча. (Л. ) 5) Последней комнатой был кабинет отца, откуда небольшая дверь вела в сени. (Фет. ) 6) За нею [площадью] базар кипел народом, потому что было воскресенье. (Л. ) 7) Чтобы человек искренно полюбил серьёзный труд, прежде всего должно внушить ему серьёзный взгляд на жизнь. (К. У. ) 8) Когда же на запад умчался туман, урочный свой путь продолжал караван. (Л. )
Полчаса для занятого человека тоже время, и я решил воспользоваться мягким креслом, чтобы просмотреть прихваченную с собой брошюру. Предварительно я осведомился: "Кто последний? ", замыкавший очередь надменный толстяк признал это с большой неохотой, очевидно, он считал себя крайним.
Продолжайте каждый из начатых примеров, чтобы получить сложные предложения. Запишите.
Наступила поздняя осень, и - Море бушует, и - Облаках уже не звенят жаворонки, а над пашнями - Солнце поднялось, но - С утра реку затянуло туманом, но -
3)В поисках этого цветового решения он вспомнил, как сильно поразил его когда-то контраст — черная ворона на ослепительно белом снегу.
10)ближайшие стволы сосен были того мягкого золотистого оттенка, какой бывает у тонкой сосновой дощечки, освещенной сзади свечой.
13) Что заставляло его сутками, до ломоты в руках, разгружать баржи с арбузами, кирпичом, цементом?
15)он так же резко охлодевал к работе, как горячо и энергично приступал к ней.
мишка оскалил зубы, по-собачьи зарычял и закричал:"Ленивый ты, Тузик"
1 [- =], (- .
2 [- =, =], (- .
3 А: "П! "
4 А:
-П!
-П?
5 [ - =, (- , =]
6 -П, а.
-П!
Пояснение для номеров 1, 2, 5. Например - [. ], союз(. ). союз ЧТО или ЧТОБЫ, или ПОТОМУ ЧТО, или ЕСЛИ, или КОГДА, или БУДТО, или КАК БУДТО и др. ). Сложноподчинённое предложение. Сложноподчинённиое предложение.
Например: Анфиса поняла, что они пролетают над фронтом.
Пояснение для номеров 3, 4, 6. А = речь автора, П=прямая речь.
Например:
А: (=речь автора)
П. (=прямая речь) Если я написала в столбик (номер 4 и 6), то значит это стихотворная форма. (стих)
Например:
Зазвонил телефон. (А. )
-Кто говорит? (-П? )
-Слон. (-П. )
Или
Зазвонил телефон и спросил слон:
"Что вам надо? "
И не ответил он. А: "П? " - а.